Вот оно какое, наше лето

Вот уже второе лето подряд мы рассказываем про интересы детей за период, когда у них появляется достаточно свободного времени, чтобы в полной мере посвятить его своим увлечениям. Современные дети являются активными пользователями интернета, и большинство их интересов отображаются в интернет-деятельности, обзор которой мы сегодня представляем вашему вниманию.

Как собиралась статистика

Решения «Лаборатории Касперского» сканируют содержимое веб-страницы, на которую пытается зайти ребенок. Если сайт относится к одной из четырнадцати нежелательных категорий, модуль посылает уведомление в Kaspersky Security Network (никакие личные данные пользователя не передаются и приватность не нарушается). Тут стоит сразу отметить два важных момента:

  • • Каждый родитель сам решает, какой контент стоит блокировать, и соответствующим образом настраивает защитное решение. Однако анонимная статистика собирается по всем 14 категориям.
  • • Информация получена с компьютеров под управлением ОС Windows и macOS, мобильная статистика в данном отчете не представлена.

Категоризация веб-сайтов

В данный момент в продуктах, имеющих функции «родительского контроля», веб-фильтрация происходит по следующим категориям:


Фильтрация поисковых запросов

Поисковая активность детей лучше всего иллюстрирует их интересы. В Kaspersky Safe Kids есть возможность фильтрации запросов ребенка в пяти разных системах: Bing, Google, Mail.ru, Yahoo! и Yandex — по шести потенциально опасным темам: «Для взрослых», «Алкоголь», «Наркотики», «Табак», «Расизм» и «Нецензурная лексика».

Мы сгруппировали поисковые запросы по языковому признаку. При этом статистику по английскому языку мы считаем интернациональной в силу его распространенности. За 100% мы приняли поисковые запросы на всех языках, относящиеся ко всем рассматриваемым нами темам, поступающие от отдельных пользователей, учитывая повторы. Популярность темы — процент относящихся к ней запросов.

Поисковые запросы, поступившие к нам с июня по август 2019 года, мы разбили на несколько тематических категорий:

  • • Анонимность в интернете
  • • Алкоголь, табак, наркотики
  • • Новости
  • • Аниме
  • • Мемы
  • • Спорт
  • • Знаменитости
  • • Образование
  • • Музыка
  • • Общение в сети
  • • Переводчик
  • • Порнография и эротика
  • • Покупки
  • • Компьютерные игры
  • • Видео

Картина мира

Этим летом дети не сильно изменили своим привычкам и так же, как и в прошлом году, проводили время за просмотром видео на YouTube, сериалов и фильмов, слушали музыку и общались в социальных сетях. Много времени посвятили изучению ассортимента интернет-магазинов.

Новостным сайтам было уделено меньше внимания, чем прошлым летом: показатель упал на 4,63 процентных пункта, составив 6,84%. Немного (на 1,21 п. п.) сократилась и доля порносайтов — этим летом на их долю пришлось всего на 1,06%. Сайты, посвященные алкоголю, табаку и наркотикам, практически полностью вышли из зоны интересов современных детей — их показатель всего 0,36%.

Интересно, что уменьшилась и доля категории «Компьютерные игры»: с 5,33% до 1,98%. Это не означает, что дети перестали играть, даже наоборот. Как мы уже рассказывали в нашем годовом отчете, дети достаточно быстро увлеклись мобильными играми и практически полностью перешли на мобильные платформы.

Распределение уведомлений модуля «Родительский контроль» и продукта Safe Kids по 14 категориям, июнь — август 2019 г.

Если обратить внимание на популярность тем поисковых запросов, то можно увидеть, что чаще всего дети искали фильмы и сериалы (21,93% от всех рассматриваемых запросов), информацию о компьютерных играх (18,97%), интересовались разнообразными товарами (12,91%) и искали порно- и эротический контент (10,50%).

Важно отметить, что поисковые запросы отображают именно интересы детей, а посещаемые сайты — их времяпрепровождение в сети. Таким образом, если, например, рассматривать категорию «Общение в сети», то мы видим, что доля посещения таких сайтов составляет 30,41%, тогда как доля поисковых запросов всего 7,20%. Это связано с тем, что в список поисковых запросов Facebook попадает по ошибке: если начать набирать в адресной строке face…, браузер предложит полный URL (facebook.com), но если при этом не выбрать предложенный вариант, то введенный текст превратится в запрос для поисковой системы.

Распределение поисковых запросов пользователей по тематическим категориям, июнь — август 2019 г.

Программное обеспечение, аудио, видео

Не в первый раз мы наблюдаем, что дети проявляют интерес к видео- и аудиоконтенту и чаще других сайтов посещают YouTube и разные платформы для просмотра игровых стримов или прослушивания музыки.

YouTube vs кино vs мультфильмы

YouTube — один из самых посещаемых детьми сайтов. Здесь они смотрят прохождение игр, музыкальные клипы, лайфстайл-видеоблоги и многое-многое другое.

Распределение поисковых запросов в рамках категории «Видео», июнь — август 2019 г.

Большая часть запросов на тему видео относится как раз к YouTube. Дети искали как сам сервис (самый популярный поисковый запрос темы «Видео» — youtube, по той же схеме поиска, что и facebook), так и разнообразных блогеров.

Этим летом, помимо всем известного блогера PewDiePie, многих детей интересовал англоязычный бьюти-блогер James Charles (16 040 666 подписчиков на момент написания статьи).

На третьем месте по популярности располагается профессиональный игрок в «королевские битвы» (популярный жанр игр среди детей) и стример Ninja.

Из фильмов дети чаще всего искали «Человек-паук: вдали от дома», диснеевскую экранизацию «Алладина» и третью часть американского боевика «Джон Уик 3» с культовым и особенно «мемным» (с 2010 года) Киану Ривзом.

Что касается сериалов, то этим летом дети больше всего внимания уделяли «Очень странным делам», третий сезон которого вышел в начале июля. Они искали не только сам сериал, но и информацию об актерах, которые являются сверстниками многих наших молодых пользователей.

На втором месте по популярности, судя по поисковым запросам, оказался мини-сериал от HBO —»Чернобыль». Интересно, что на фоне популярности этого сериала дети стали интересоваться радиацией и всем, что с этим связано. Нами были замечены такие запросы, как radioactive, radon, radiation, которые раньше не попадали даже в TOP 10 000.

Музыка

На первом месте по частоте поисковых запросов находится стриминговый сервис Spotify — именно его дети искали чаще всего. На втором месте расположилась Билли Айлиш, о которой мы уже писали в нашем годовом отчете. На третьем находится хит этого лета Old town road от Lil Nas X. На данный трек записано множество ремиксов, у клипа на YouTube 284 202 308 просмотров, а в TikTok загружено уже больше 2 миллионов видеороликов с использованием этой композиции.

Компьютерные игры

2 августа этого года был опубликован пресс-релиз о том, что количество игроков (активных пользователей) в Roblox перевалило за 100 миллионов и впервые превысило количество игроков в Minecraft (91 млн). Интересно, что, согласно статистике, запросов о Minecraft больше. Более того, королевская битва Fortnite оказалась популярнее Roblox по тому же показателю. Однако не стоит из этого делать вывод, что дети во что-то играют больше, во что-то меньше. Поисковая активность может быть связана с уточнением каких-либо геймплейных процессов или просто с поиском прохождения.

Из громких событий игровой индустрии, заинтересовавших этим летом детей, стоит отметить появление Киану Ривза на главной игровой выставке года E3: актер вышел на сцену во время анонса одной из самых ожидаемых игр следующего года — Cyberpunk 2077, а из нового трейлера игры стало ясно, что он «снялся» в роли одного из NPC. Кстати, именно Ривз стал одной из самых популярных знаменитостей, которых искали дети в сети этим летом.

Онлайн-магазины и покупки

В годовом отчете мы отмечали повышенный интерес детей к онлайн-покупкам. Судя по данным поисковых запросов, летом у детей появляется больше времени на интернет-магазины. Так, за год на категорию «Покупки» пришлось 8,72% поисковых запросов, а за лето этот показатель вырос до 12,91%. Самыми популярными запросами стали, как и раньше, amazon, ebay и aliexpress. Из брендов одежды дети чаще всего искали Vans, Gucci, Zara, H&M, а также крайне популярные на сегодняшний Off-White и Balenciaga. Что касается техники, чаще всего дети искали Apple и Samsung.

Общение в сети

Трендом в мире социальных сетей в данный момент является формат коротких видео, и социальная сеть TikTok (о который мы много писали в годовом отчете) полностью ему соответствует. За лето она сохранила популярность и даже обогнала SnapChat по количеству тематических поисковых запросов.

Тем не менее, самым популярным запросом на тему общения в сети остается Facebook. Далее следуют Instagram и Twitter, и уже после идут TikTok, Pinterest и SnapChat.

Порнография и эротика

Если сравнивать данные нашей статистики за год и за лето, то мы видим, что в период летних каникул интерес к порнографическому контенту у детей идет на спад: 14,90% от поисковых запросов за год и 10,50% за лето. Что же касается посещения веб-сайтов с ПК, то годовой показатель составляет 2,08%, а летом он падает до 1,06%.

Поисковые запросы за эти периоды практически не меняются. Этим летом дети так же, как обычно, искали porn, hentai и порнозвезду Mia Khalifa, которая, помимо своей основной деятельности, в целом является достаточно популярным блогером с почти 17 млн подписчиков в Instagram.

Аниме, мемы, VPN и многое другое

Помимо глобальных интересов, мы выделили еще несколько любопытных тем, которые хотелось бы осветить в этой статье.

Дети любят смотреть аниме, а судя по поисковым запросам, делают они это на сайте Сrunchyroll — это один из самых популярных запросов по теме «Аниме».

В мире мемов дети не обошли вниманием события, разворачивающиеся вокруг американской Зоны 51, которые активно обсуждались в интернете этим летом. Так же много запросов касалось Grumpy Cat, которая умерла в мае этого года, чем, видимо, и привлекла повышенный интерес.

Кроме того, летом мы заметили рост внимания детей к теме приватности и анонимности в сети. В топ попали запросы, касающиеся VPN, Proxy и браузера Tor. В целом, в последнее время мы фиксируем, что интерес детей к данной теме возрастает.

Вывод

Дети прекрасно осведомлены о том, что происходит в мире. Многие громкие интернет-события этого лета не остались без их внимания. Более того, многое и происходит именно благодаря им. Так, 100 млн пользователей Roblox — по большей части дети. А на заре социальной сети TikTok ее основными пользователями были именно дети и подростки, и уже позднее этот тренд подхватили взрослые.

Продукт «Лаборатории Касперского» Safe Kids позволяет родителям быть в курсе интересов ребенка, оповещая их о том, что искал ребенок в интернете и на какие сайты заходил. Мы рекомендуем использовать этот инструмент в качестве помощника для налаживания доверительных отношений с ребенком, а не только как некий интернет-фильтр.

Анна Ларкина - эксперт по контентному анализу группы анализа веб-контента АО «Лаборатория Касперского»